История школы, отличия, оружие, блоки  передвижения и броски айкидо.
История школы, отличия, оружие, блоки передвижения и броски айкидо.

Здравствуйте, уважаемые представители разных стилей и направлений! Спасибо за интерес к нашей школе! Нам очень дорого ваше внимание, и очень интересны ваши вопросы и ваше мнение.

Я постараюсь вкратце ответить, на что смогу, прямо здесь и сейчас. Однако, прошу вас учесть, что я в этой школе — всего лишь скромный ученик (далеко не самый опытный), и мои ответы могут быть недостаточно точными или исчерпывающими.

Очень прошу вас — уделите нам минутку, спросите все, что вас интересует прямо на нашем форуме. Там вам смогут ответить люди более опытные и знающие. Кроме того, будем рады увидеть там любые ваши отзывы и впечатления, от одобрительных до зубодробительных, о наших видеороликах и других материалах.

Сайт на сегодня находится на ранней стадии развития, много чего мы еще не успели о себе рассказать и показать. Ваши вопросы помогут нам восполнить эти пробелы.

Перехожу собственно к ответам.

  Саныч: Встречался ли кто-то из вас с данной школой айкидо, с её представителями? Если кто-то что либо о ней знает можно обсудить в ветке различия в стилях.

Саныч: Хотелось узнать об этом стиле побольше.

Стиль основан на древней технике айкидзюцу, уходит корнями к клану Санада. К сожалению, не на всех ступенях знания передавались официально, поэтому насчет полного дерева учителей лично у меня на сегодня исчерпывающих знаний нет. Впрочем, мне для того, чтобы верить в эффективность техники, достаточно видеть движения своего учителя и тех, кто учился вместе с ним.

Сегодня в группе, где я занимаюсь, идет попытка соединить довольно жесткую технику, которую изучал мой учитель, с более поздними, более плавными движениями айкидо Уэсибы. Мы пробуем рассматривать каждый прием с позиции его исторического развития — начиная с прямолинейной техники дзю-дзюцу, и заканчивая круговыми движениями современного айкидо. У каждого ученика в итоге вырабатывается свое понимание и свой стиль исполнения, которые прогрессируют по мере наработки техники.

В некоторых других родственных школах, например, в том же Кременчуге, насколько я слышал, преподается более жесткая техника, более близкая к тому, что изучал мой учитель. По-моему, есть последователи этого направления и в Киеве — мне сейчас трудно сказать точнее. Ответвления школы достаточно независимы, и некоторые не так уж много знают друг о друге. Нас объединяет, в первую очередь, общий учитель наших нынешних учителей.

Отличительные черты нашей школы:

  • много работы с оружием (меч, посох), проецирование этой техники на работу без оружия, для постановки движения рук и ног;
  • активная наработка базовых форм блоков, контратаки и перемещений при работе с несколькими противниками;
  • наличие оригинальных бросковых и ударных техник, которым трудно найти соответствие в других школах айкидо.

Это если поискать отличия. А вообще, наверное, большую часть того, что мы делаем, представители других направлений айкидо нашли бы более-менее знакомым.

  Саныч: В faq’е на этом сайте написано что вроде бы ничего особенного, айкидо как айкидо…

Наверное, и раздел назывался как-то по другому, и написано там было не совсем то, что в этой цитате… Не буду придираться к мелочам, но призываю всех, кому интересно, обращаться к первоисточнику. В конце концов, у каждого своя призма восприятия. 🙂

А FAQ или подобный документ нам, наверное, стоит завести… Вот если бы только почаще и побольше нам задавали таких интересных вопросов!

  Саныч: …айкидо как айкидо, но присутствуют блоки, какие правда не написано.

А что, в айкидо обычно блоки отсутствуют как класс?

Жестких блоков в стиле карате у нас нет. Основная форма наработки — так называемый блок-удар. Одна рука слегка отводит приближающуюся атаку (как правило, поперек направлению атаки, а не навстречу), вторая — атакует одновременно в открытую зону противника (обычно голова или солнечное сплетение). Обычно это совмещается с уходом с линии атаки. Стараемся как бы оттолкнуться от атаки, и вернуть полученную энергию в виде ответного удара. При необходимости, начиная с подобного блока, проводится выход на контроль или бросковый прием.

  Саныч: Работа с оружием тоже по видимому есть.

Совершенно верно, работы с оружием у нас довольно много. Она включает:

  • комплексы базовых движений с мечом и шестом (посохом);
  • приемы работы с мечами и шестами в парах (с постепенным приближением к поединку);
  • работа против меча без оружия.

На более высоких уровнях добавляется еще много интересного.

  Geo: Я только в форуме ихнем был и встретил там своего земляка (тренера дзю-дзюцу в нашей школе).

Приветствую, товарищ! Хорошо бы нашим школам чаще общаться, хотя бы на форуме.

  Саныч: Блин они ж там еще стихи пишут! 😀 Точно, а я то и забыл про это. 😉

Да, бывает! 🙂 Это полезно для общего развития. Есть много общего между нанизыванием слов, рифм и смысла в стихах, с одной стороны, и нанизыванием входов, атак и приемов в поединке, с другой. И в том, и в другом процессе задействованы созидательные, творческие силы нашего сознания. Стараемся их развивать всеми доступными способами. Ну, мировые шедевры, наверное, у всех и сразу получаться не могут — так что не судите строго. Можете и свое что-нибудь представить — всегда рады.

Надеюсь, мне удалось кое-что прояснить о нашей школе. Повторюсь, я не самый надежный источник знаний. Поэтому приглашаю, и даже очень прошу всех, кому интересно, задавать вопросы и делиться впечатлениями на нашем сайте!

Спарринги, ударная техника

Еще раз всем огромное спасибо за интерес, и за ваши вопросы!

  Саныч: (Valik: А что, в айкидо обычно блоки отсутствуют как класс?)
Можно и так сказать, если это называть блоками то они чаще всего отводящие и сбивающие, иногда идет не блок а просто как бы сопровождение руки с ее последующим захватом для проведения техники.

На самом деле, и у нас чаще всего что-то в этом роде. Называется это иногда блоками (ну так просто сложилось), иногда съемами или сбиванием удара. Хотя, кроме сопровождающих движений, бывают и другие варианты. Например, сравнительно жесткий вход в локоть изнутри, сразу переходящий в замок. Или встречный круговой блок при боковом ударе, заканчивающийся в голове противника (кажется, в боксе что-то подобное называется «кросс»).

  Саныч: Разрешите поинтересоваться, а техника шеста откуда взята? Из кобудо? А танто практикуете?

Откуда взята техника шеста, к сожалению, точно не знаю. Танто у нас практикуют, но где-то на достаточно высоком уровне подготовки (во всяком случае, выше 2 кю). Еще практикуют работу коротким мечом, который носится за спиной (одним или двумя). У нас такой меч называется «гатана», в сравнении с более длинным «катана», носимым на поясе. Я знаю, что этот термин достаточно спорный, но у нас так сложилось. Ну, это все тоже где-то на достаточно высоком уровне.

  Саныч: А свободные спарринги как в дзю-дзюцу вы практикуете? Или только айкидовское рандори?

Точно ответить не могу. Обычно на тренировках отрабатываем только рандори. Дзю-ваза пробовали работать когда-то немного во время летнего семинара, в плане ознакомления. Я очень надеюсь, что где-то дальше в нашей программе обучения это предусмотрено.

  Саныч: …а ударную технику практикуете? Если да то можно поподробней?

Тут есть два аспекта.

1) Использование ударной техники при любой работе с противником. У нас практически во всех ситуациях работают две руки одновременно. При этом, если одна что-то держит, тянет, толкает, сбивает и т.п. — в общем, выполняет основной элемент приема, то вторая в это время контролирует второй уровень возможной атаки (верхний или средний), причем делает это активно, нанесением удара. Если технический уровень противника высокий, и он тоже следит за двумя уровнями, то происходит блокирование его действий. Если же противник зазевался, то получает не особенно сильный, но ошеломляющий удар (атэми) в открытое место. Это способствует исполнению приема. Так как руки при выполнении многих приемов выполняют несколько действий, несколько раз переходя из уровня в уровень, то противник рискует получить между делом несколько таких ударов, которые, достигнув удачной цели, могут решить исход поединка.

2) Постановка техники удара. Для этого мы иногда используем грушу. Отрабатываются прямые удары — цки, свободным выбросом руки вперед по кратчайшей траектории, а также сёмэн-ути (шомен-учи) и йокомэн-ути. При выполнении ударов уделяется внимание правильному дыханию, последовательности включения тела в удар, взаимосвязанной работе двух рук, а также ног. Пару раз также работали ногами — мае-гери, в порядке ознакомления, чтобы хотя бы нормально ассистировать. Насколько я понял, для младших учеников отработка ударов — не главный приоритет.

  Саныч: А оригинальные бросковые техники которых нет в Айкидо это какие? Броски Дайто Рю Айки-дзюдзюцу? У нас в Ивама Рю например тоже сохранилось некторые броски которых нет в Айкикае.

И вновь мне трудно дать полный ответ. Попробую привести пару примеров, хоть и не знаю названий этих приемов.

1) Для наработки чувства динамического взаимодействия с противником применяли такой прием (не знаю, боевой или чисто учебный). После съема атаки, примерно как для выполнения котэ-гаеси, противник смещается одной рукой за одну руку, достаточно далеко, вперед и вниз. Затем, воздействуя исключительно через эту руку, его центр тяжести проводят по плавной петле вверх, в обратную сторону, и снова вниз, выполняя таким образом бросок человека с переворотом через голову, спиной на землю. При этом руку можно либо удерживать захватом, либо пробовать обкатывать и вести только за счет правильного направления приложенных усилий. Похоже на котэ-гаеси, но выполняется одной рукой, с большей амплитудой, и без болевого воздействия. После этого упражнения многие бросковые приемы у меня пошли намного легче.

2) Бросок (вход пропускаю), при котором одна рука толкает открытой ладонью в район горла или подбородка, а одна нога при этом выполняет подсечку. Похоже на разновидность ирими-нагэ, но с немного другой динамикой. Неповторимые ощущения при падении. 🙂

  Обновление: Vano высказал версию, что это похоже на подножку о-сото-гаи из дзю-дзютсу с атэми.

3) Бросок (вход пропускаю), при котором голова противника (который стоял к вам лицом) зажимается подмышкой, и выполняется кувырок назад. При этом получается бросок как бы за шею (на самом деле, воздействие идет скорее через грудь и одну руку в замке). После приземления на спину, противник быстро приводится в положение лицом вниз, со свернутой шеей и заломленой рукой. Выглядит все это очень эффектно. 🙂

  Обновление: Vano высказал версию, что это — что-то из раздела йоко-сутэми из дзюдзютсу.

Не знаю, насколько понятно я это все изложил. Возможно, что-то из этого присутствует и в других школах. Это — просто несколько занятных приемов, которые первыми всплыли в моей памяти.

Про Ивама Рю, кстати, кое-кто из нашего клуба слышал много хорошего, и интересовался, где бы на это посмотреть.

  Vano: — хорошо работал парень против «боксерских ручек». У него видать есть опыт в вин-чуне.

Не знаю, правильно ли я понял, о каком парне идет речь, но вполне возможно, что это была наша техника. С вин-чунем у нас много общего — как и у всех боевых искусств присутствуют блоки передвижения и как следствие переходы к броскам .  Формы передвижений блоков и бросков имеют отличия и результат тоже разный.

  Vano: — удары не всегда летели в цель.

В некоторых случаях у нас и не ставится задача достать цель каждым ударом. Часто мы выполняем определенные связки движений, серии ударов, из которых часть могут попасть в цель, а часть — уйти, например, на съем атак противника. Ну, конечно, кто-то мог и просто промахнуться или неидеально проассистировать. 🙂

  Vano: — на фотах видел что-то подобное спаррингу с оружием. Синай vs Нагната. Вы спарринги практикуете?

Вообще-то, спарринги мы не практикуем. Но на экзамене бывают ситуации, когда ассистент наносит в случайном порядке разные атаки, а тот, кто сдает экзамен, должен на них адекватно отреагировать, применяя различные наработанные формы работы с мечом. Это происходит в довольно быстром темпе, и похоже на спарринг, с той разницей, что набор возможных атак все-таки ограничен, и ассистента бить нельзя… Ну, нежелательно. 🙂

Синаи мы используем в этой ситуации вместо боккенов, поскольку в случае чего, они об голову не ломаются, а только гнутся. 😀

  Vano: — где вы территориально находитесь. А то я как-то попробовал найти по адресу и не вышло у меня. Видать схема прохода не самая простая

Киев, м. Университет, бул. Шевченко, 54/1 (Межрегиональное высшее профессиональное училище связи) Вход с правой стороны, с переулка Белинского (как бы в общежитие), спросите на вахте дорогу в спортзал. Если вахта не отвечает… Поднимаетесь на 4 этаж, переходите в учебный корпус, поднимаетесь на 5 этаж. Там спортзал. Рядом с основным залом стеклянная дверь, за ней нас должно быть видно, не перепутаете. 🙂 Смотрите, задавайте вопросы, всегда рады!

Старшая группа:
понедельник — 18:45-20:30
среда — 18:45-20:30
пятница — 18:45-20:30

Ну, вроде, всем ответил, насколько смог. Как видите, минимум в трех или четырех местах я затруднялся с точным ответом — на нашем сайте вам могли бы ответить подробнее.

Валентин Данильчук
11.11.2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *